Версия для печати

Вопросы рационального применения мобильных дробильно-сортировочных комплексов в российских условиях

Горное и строительное оборудование » Пресса о нас » Вопросы рационального применения мобильных дробильно-сортировочных комплексов в российских условиях

Опубликовано в журнале «Дорожная техника», 2008

Скачать версию статьи в PDF

Компания Sandvik, являющаяся одним из мировых лидеров по производству оборудования для горной и строительной промышленности, наряду со стационарным предлагает и мобильное оборудование как на гусеничном, так и на колесном шасси. В настоящее время в процессе реализации находятся 15 контрактов, в рамках которых будет осуществлена поставка для отечественных производителей щебня стационарных ДСЗ (в их числе два ДСЗ с мобильными комплексами первичного дробления), конусных дробилок и мобильных дробильно-сортировочных комплексов третьей стадии дробления на колесном шасси.

Накопленный за многие годы успешного присутствия на российском рынке опыт поставок дробильно-сортировочного оборудования в различном исполнении позволяет проанализировать практику применения импортного оборудования в России.

За последние несколько лет, благодаря значительно возросшему спросу на дробильно-сортировочное оборудование для производства щебня, на российском рынке появилось большое количество компаний, производящих мобильные дробильно-сортировочные установки.

Если говорить о стационарном оборудовании, у российских производителей щебня не возникало каких-либо проблем с определением целесообразности его применения в тех или иных условиях (например, при частичной модернизации существующих дробильно-сортировочных комплексов или поставках новых заводов целиком). К категории стационарного оборудования можно в данном контексте также отнести и мобильное оборудование на колесном шасси, так как степень его мобильности не предполагает регулярного перемещения в течение, как минимум, нескольких месяцев.

Однако при рассмотрении возможности использования мобильных комплексов на гусеничном шасси, в связи с отсутствием опыта использования данного типа оборудования в России, у российских клиентов зачастую возникала некоторая эйфория от появления новых технологических возможностей, отсутствия капитальных затрат на строительство каких-либо фундаментов и возможности ввести оборудование в эксплуатацию в кратчайшие сроки.

Проанализировав опыт эксплуатации в России мобильного оборудования на гусеничном шасси, поставленного как компанией Sandvik, так и другими зарубежными производителями, можно сделать некоторые выводы о преимуществах и недостатках мобильного оборудования в условиях отечественного производства щебня.

Достоинства состоят в следующем:

  • отсутствие капитальных затрат на возведение пандуса, подпорной стенки для станции первичного дробления и фундаментов для дробилок и грохотов;
  • отсутствие транспортировки горной массы тяжелыми самосвалами;
  • кратчайшие сроки ввода в эксплуатацию;
  • возможность использовать установку первичного дробления при разработке нового карьера для строительства подъездных дорог;
  • более низкие транспортные расходы по сравнению с затратами на транспортировку аналогичного стационарного оборудования при его поставке;
  • возможность оперативно перемещать оборудование на значительные расстояния в случае необходимости;
  • независимость от электроснабжения;

К недостаткам следует отнести:

  • необходимость выводить оборудование на безопасное расстояние и прерывать работу при проведении взрывных работ;
  • потери времени при расстановке оборудования после возвращения в карьер по окончании взрывных работ;
  • более жесткие требования к подготовке рабочей площадки уступа после проведения буровзрывных работ с целью организации подачи горной массы в первичную установку с помощью экскаватора и расположения цепочки оборудования на ровной горизонтальной поверхности;
  • необходимость применения только гидравлических экскаваторов для загрузки первичной установки дробления;
  • более высокие требования к квалификации оператора экскаватора, загружающего горную массу в бункер станции первичного дробления, т.к. от эффективности его работы зависит производительность всей цепочки оборудования;
  • небольшие объёмы приёмных бункеров и невозможность организации больших промежуточных складов;
  • невозможность организовать постоянное равномерное питание второй и третьей стадий дробления;
  • небольшие склады готового продукта в связи с незначительной длиной разгрузочных конвейеров;
  • более высокие требования к квалификации оператора фронтального погрузчика в связи с необходимостью работать с небольшими конусами готового продукта, не допуская при этом их постепенного перемещения в сторону оборудования;
  • более низкая (по сравнению с электрическими двигателями стационарного оборудования) надежность и ресурс дизельных двигателей, используемых в качестве силовых установок мобильного оборудования, и гидроприводов (привод гусеничного шасси, гидромуфты привода дробилок, гидромоторы конвейеров, питателей и т.п.);
  • более сложное обслуживание дизельных двигателей (регулярная замена масла, фильтров, регулировки и т.п.) и зависимость от качества топлива, особенно в зимнее время.
  • неудобство обслуживания оборудования в связи с затрудненностью доступа из-за более плотной компоновки оборудования;
  • более жесткие требования к культуре обслуживания и квалификации персонала, связанные с более сложными приводами и трансмиссиями (дизельные двигатели, гидромуфты, гидронасосы, гидромоторы, гидравлические клапаны и т.п.);
  • более низкая надежность и ресурс основного оборудования (дробилок, грохотов, питателей), связанные с более высоким уровнем вибрации из-за невозможности обеспечить достаточную жесткость опорных конструкций и строго горизонтальную их установку;
  • более низкий коэффициент использования оборудования (приблизительно на 30% по сравнению с аналогичным основным оборудованием, установленным стационарно) из-за отсутствия больших приемных бункеров и промежуточных складов и необходимости выводить оборудование для проведения взрывных работ и перемещать его вдоль уступа по мере выработки взорванной горной массы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд рекомендаций по оптимальному использованию мобильного дробильно-сортировочного оборудования на гусеничном шасси.

Использовать мобильное оборудование представляется целесообразным при разработке небольших карьеров с годовой производительностью не более одного миллиона тонн в год.

Наиболее рациональным представляется организация работы с помощью мобильного оборудования только в одну первую стадию. Вторая и третья стадии при этом могут быть стационарными. В этом случае годовая производительность может быть более одного миллиона тонн. При этом необходимо провести тщательный сравнительный экономический анализ стационарного и мобильного вариантов первой стадии с учётом изложенных выше положительных и отрицательных факторов.

В ряде случаев может быть целесообразно использовать мобильное оборудование в две стадии для производства крупных (20-70,25-60,20-40) и мелких фракций щебня при невысоких требованиях к качеству последних.

Организация трехстадийного дробления с получением высококачественного щебня мелких фракций на базе мобильного оборудования на гусеничном ходу представляется нецелесообразной.

Подтверждением всего вышесказанного является опыт эксплуатации данного класса оборудования за рубежом. Как правило, оно эксплуатируется в одну смену пять дней в неделю и не используется на больших карьерах, производящих большие объёмы мелких фракций высокого качества.

Мы надеемся, что приведенный краткий анализ достоинств и недостатков мобильного оборудования позволит отечественным производителям щебня сделать правильный выбор из широкой гаммы оборудования, предлагаемого сегодня на российском рынке.